Абхазия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Приднестровье, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония, Южная Осетия
Вы находитесь: Главная » Новости 2 » 11.09.2014 Газета “ПРАВДА”. Спустя 5 месяцев после воссоединения Крыма с Россией пока остаётся не решённым целый ряд проблем полуострова.

11.09.2014 Газета “ПРАВДА”. Спустя 5 месяцев после воссоединения Крыма с Россией пока остаётся не решённым целый ряд проблем полуострова. 

31Спустя 5 месяцев после воссоединения Крыма с Россией пока остаётся не решённым целый ряд проблем полуострова. Причины разные: экономические, правовые, управленческие…

ПРЕЖДЕ ВСЕГО вызывает обеспокоенность проблема прочных связей с Большой землёй. Безусловно, мост или тоннель через Керченский пролив в значительной степени снимет её остроту, но тот или другой вариант (определённое решение будет принято в ближайшее время) воплотится в жизнь не ранее 2018 года. Однако даже этот «коридор», запланированный, кстати, ещё в конце 1940-х годов, но так и не реализованный из-за обструкционистской политики украинских властей в последующие годы, не решит все транспортные проблемы региона. Ибо нагрузка на «коридор» увеличится в несколько раз ввиду быстрого роста перевозок между Крымом и соседними районами Российской Федерации. Не исключено, что эти перевозки сконцентрируются в «бутылочном горлышке» Крыма — на географически узком Керченском полуострове. А единственная железная дорога от Керчи во «внутренний» Крым уже с трудом справляется с грузо- и пассажиропотоками.

Многие российские (и крымские в том числе) эксперты предлагают создать прямую железнодорожную артерию Симферополь—Керчь. Это решение назрело. Сегодня необходимые для экономики перевозки осуществляются излишне дальним путём — через северокрымский Джанкой. Из-за чего расстояние между западным и восточным Крымом удлиняется более чем на 150 км.

Кстати, проект прямой линии Симферополь—Керчь тоже был разработан на рубеже 1940—1950-х годов. Он также был нацелен на активное развитие связей Крыма с соседними регионами России. Но власти Украинской ССР, а затем и «нэзалэжной» Украины под всяческими предлогами отвергали эту оптимальную идею — сократить железнодорожное расстояние между Керчью и другими районами полуострова.

Однако в федеральную целевую программу по развитию Крыма до 2020 года пока не включено создание прямой железной дороги Симферополь—Керчь. Этот проект может попасть в перечень приоритетных для Крыма, но на период до 2030 года. Словом, вполне может сложиться ситуация, когда Керченский порт, а также мост (или тоннель) через пролив ввиду низкой пропускной способности окажутся «блокированными» в данном регионе. По крайней мере, это может иметь место до того, как будет построена прямая стальная магистраль Симферополь—Керчь. А её строительство откладывается.

Для развития связей Крыма с Большой землёй требуется развитие железнодорожной и портовой сети в соседнем с полуостровом Приазовском районе Краснодарского края. Выдвигаются предложения по развитию портов и железных дорог на Таманском полуострове; в близлежащих районах — Ачуево, Приморско-Ахтарск, Ейск (Краснодарское Приазовье). Между этими портами и теми, которые расположены в Крымском Приазовье, целесообразно наладить паромное сообщение. Такие проекты были разработаны ещё в 1960—1970-е годы, рассказывает руководитель Ейского порта Андрей Панычев. Но опять-таки активное развитие связей Крыма с РСФСР украинскими властями не предусматривалось. Да и сами крымские порты, по мнению нашего собеседника, давно нуждаются в реконструкции. Это поможет разгрузить перегруженные порты в Новороссийске и соседних приазовских регионах.

Реализация упомянутых проектов может как минимум на треть увеличить валовой внутренний продукт Крыма и более чем вдвое нарастить объёмы перевозок между полуостровом и Большой землёй.

СХОЖИЕ ПРОБЛЕМЫ и в других отраслях. К настоящему времени подготовлено примерно 50 социально-экономических проектов развития региона. Их реализация будет проходить в рамках государственно-частного партнёрства. Справится ли бизнес с той частью нагрузки, которая будет ему предназначена?

Между тем работа предстоит огромная. Если вышеупомянутые проекты будут реализованы, то это позволит создать не менее 50 тысяч новых рабочих мест и увеличить совокупный объём промышленного и сельскохозяйственного производства в регионе как минимум в полтора раза. Но сколько этих проектов будет осуществлено в ближайшие годы, пока неясно. Между тем нелишне отметить значимость таких из них, как внедрение новых систем водоснабжения; восстановление заброшенных сельхозземель (доля которых в сельскохозяйственных угодьях Крыма составляет около трети); освоение запасов лечебных грязей, пресной воды, минеральных вод и соляных ресурсов на Сиваше и в Керченском районе; производство аквакультуры, эфирных масел, топлива из отходов растениеводства и лесного хозяйства; реконструкция пассажирского причала в порту Евпатории; открытие новых лечебно-курортных центров в Евпатории и Ялте.

Но востребованы не только курортные и инфраструктурные проекты, которые помогут улучшить здоровье россиян, всех отдыхающих. Требуют своего освоения и промышленные ресурсы. К сожалению, пока нет определённости с тем, будет ли восстановлена работа крупного Камыш-Бурунского металлургического комбината (вблизи Керчи). Он долгое время, вплоть до искусственного банкротства в начале 2000-х, функционировал в связке с мариупольской «Азов-сталью». Предприятие в Камыш-Буруне использовало близлежащие запасы сырья в Керченском районе. Они и сегодня достаточны для стабильной работы этого предприятия. Во всяком случае, министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской недавно поручил «учесть в программе по геологоразведке на 2014 год изучение железных руд и других полезных ископаемых в Крыму». По оценке министра, содержание железа в керченских рудах «в целом невысокое, но их неглубокое залегание позволяет осуществлять добычу открытым (карьерным) способом». Значит, себестоимость добычи и переработки этого сырья по-прежнему низкая. К тому же, как отметил министр, в составе этих руд — «до двух процентов марганца, что компенсирует недостаток содержания железа в тех рудах».

Сдерживают социально-экономическое развитие региона и факторы юридического характера: пока медленно идёт перерегистрация крымских предприятий, переход их под юрисдикцию РФ. Около 20 процентов этих предприятий ещё не являются полностью частью российского правового поля, что не позволяет им работать в полную силу, а в ряде случаев — и работать вообще.

Всё это говорит о том, что федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» наверняка потребует серьёзной доработки с привлечением широкого круга специалистов и экспертов к обсуждению её общественностью полуострова. Необходимы взвешенные аргументы в пользу того, что предпринимаемых усилий и выделяемых средств пока недостаточно для комплексного социально-экономического развития региона. Для такого развития из федерального бюджета выделяется чуть более 658 миллиардов рублей, что недостаточно. Неиспользованные резервы и проекты, в которые надо будет вдохнуть жизнь, потребуют новых затрат.

Газета ПРАВДА

Прочитано: 797 раз(а)

Оставить комментарий

Руководители Центрального Совета СКП-КПСС                                                                                        Все персональные страницы →

Зюганов
Геннадий Андреевич

Председатель
Центрального
Совета СКП-КПСС

Тайсаев
Казбек Куцукович

Первый зам. председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Симоненко
Петр Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

 

Новиков
Дмитрий Георгиевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Макаров
Игорь Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Хоржан
Олег Олегович

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Никитчук
Иван Игнатьевич

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Гаписов
Ильгам Исабекович

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Костина
Марина Васильевна

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

© 2015. СКП-КПСС
Сайт создан в "ИР-Медиа"

Создание сайта агентство IR MEDIA