Абхазия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Приднестровье, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония, Южная Осетия
Вы находитесь: Главная » Новости 2 » 09.06.2014 Новости КПБ. УТОПИЯ И СОЦИАЛИЗМ

09.06.2014 Новости КПБ. УТОПИЯ И СОЦИАЛИЗМ 

1364Одним из наиболее часто используемых контраргументов в отношении левых идей – заявление об их утопичности. Однако философ и психоаналитик Славой Жижек с этим утверждением не согласен: «Когда люди говорят, что я утопист, я отвечаю: «Нет, настоящая утопия – это считать, что нынешнее положение дел может сохраниться достаточно долго».

Тотальность глобального капитализма приближается к нулевой точке, после которой ничто уже не сможет идти, как прежде, – в отношении экологии, генетики, интеллектуальной собственности и т.д. Истинной утопией является мир, в котором все будет продолжаться в том же духе, как сейчас. Вопрос не в том, нужна ли нам революция, но в том, как именно все изменится.
Сегодняшняя либерально-постмодернисткая система периодически дает сбои в виде экономических кризисов, стихийных бунтов, массовых суицидов, которые остаются за гранью информационного поля и преподносятся нам в качестве стерильной статистики.
Правда ли, что эксплуатация больше укорена в бытии человека, чем взаимопомощь? Иерархия более по нраву, чем свобода? Разделение по классовому признаку этичнее принципов равенства? Исходя из тех знаний, которые оставила нам эпоха Просвещения и философия гуманизма, мы можем дать ответ – нет.
Без утопий не было бы истории. Именно утопия творит и двигает историю, утопия заставляет молодых пассионариев совершать подвиги, жертвуя своей жизнью во благо лучшей жизни для всех. Даже современность когда-то мыслилась как утопия.

«Утопия» Томаса Мора
Один из представителей «утопического социализма», называемого так в академической среде, – Томас Мор. В период позднего феодализма он написал книгу, которая называлась «Утопия». Ее создание стало отправной точкой для истории дискурса «утопического социализма». Это феномен, который в свое время оказал сильное влияние на марксизм и последующую эволюцию левой философии.
На Томаса Мора оказали существенное влияние:

1) идеи гуманизма в эпоху Возрождения;
2) платоновская критика в отношении частной собственности;
3) идеал ранних христиан о всеобщем и обязательном труде.

Основные тезисы «Утопии» сформулированы следующим образом:

1.Общество (на тот момент, в котором жил мыслитель), является результатом договоренности богатых слоев населения. Общество эксплуатируется этим слоем для удовлетворения своих меркантильных амбиций. Реализуется такое положение дел с помощью законов, которые навязываются властями от государства. Есть в этом определенная гармония, правда?

2. Альтернатива, предложенная Томасом, представляет из себя следующий социум: в «утопии» отсутствует частная собственность, доминантной является общественная собственность в виде земли. Каждый индивидуум и социальная ячейка занимаются определенным ремеслом, соответствующим их способностям. Ремесленная организация составляет фундаментальную структуру общества. Изначально все сельскохозяйственные работы ведутся на началах трудовой повинности (тут следует учитывать контекст эпохи, -1516 г., и платоновское этатистское влияние в период написания книги). Рабочий день продолжается шесть часов. Определенная категория людей контролирует труд.

Следует отметить что «определенная категория людей» избирается на народном собрании. В обязанности этих должностных лиц входят отчеты перед народом. Должностные лица избираются из среды ученых и создаются специальные институты для производства и потребления в стране.

3. Жители «утопии» живут в таком социальном устройстве, которое полностью удовлетворяет все их потребности. Достигается такой уровень жизни с помощью принудительного труда и сокращения потребностей.

4. В «утопии» есть рабы. Однако существенное отличие рабства «утопии» от рабства предыдущих времен состоит в том, что оно не пожизненно и не наследственно. Рабство это наказание преступникам и военнопленным. Интересно, что рабы должны носить золотые цепи, для того, чтобы выработать презрение у остальных людей к роскоши.

Подведя итог, можно сказать, что общество Томаса Мора противоположно постулатам современных ему европейских государственных образований. Для общества «утопии» характерны: коллективная собственность, всеобщий обязательный труд, аскеза, централизация.

Основным источником проблем философ считал частную собственность, именно она, по его мнению, порождает несправедливость и жадность. Новое общество при отсутствии частной собственности не нуждается в сложном законодательстве, поскольку нет повода для преступлений.

«У утопийцев законоведом является всякий. Ведь… у них законов мало, и, кроме того, они признают всякий закон тем более справедливым, чем проще его толкование».

Весьма интересен тот факт, что задолго до теоретиков марксизма и франкфуртсткой школы Мор писал о социальной детерминированности преступности. Однако он не исключал возможность преступлений и в своем идеальном обществе.

Конечно, интерпретация социализма Мора радикально отличается от наших когнитивных моделей социализма. Это пример несвоевременного мышления, мышления, предвосхитившего эпоху и ее запросы. Это пример человека, который мыслил оппозиционно существующему порядку и своими идеями он заложил базу социалистической мысли. Всегда есть место утопии, всегда есть место подвигу. Рано или поздно современная, ущербная во всех смыслах, система рухнет и придет наша «Утопия».

Кстати, В.И.Ленин в своей работе «Три источника и три составных части марксизма» определял три источника марксизма: немецкую классическую философию; английскую (буржуазную) политическую экономию; французский утопический социализм.

Автор:
Алексей КАРАМАЗОВ, Минск
Номер газеты:
Прочитано: 764 раз(а)

Оставить комментарий

Руководители Центрального Совета СКП-КПСС                                                                                        Все персональные страницы →

Зюганов
Геннадий Андреевич

Председатель
Центрального
Совета СКП-КПСС

Тайсаев
Казбек Куцукович

Первый зам. председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Симоненко
Петр Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

 

Новиков
Дмитрий Георгиевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Макаров
Игорь Николаевич

Заместитель председателя
Центрального
Совета СКП-КПСС

Хоржан
Олег Олегович

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Никитчук
Иван Игнатьевич

Секретарь Центрального
Совета СКП-КПСС

Гаписов
Ильгам Исабекович

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

Костина
Марина Васильевна

Секретарь
Центрального
Совета СКП-КПСС

© 2015. СКП-КПСС
Сайт создан в "ИР-Медиа"

Создание сайта агентство IR MEDIA